Мини-музеи в нашем детском саду

На этой странице мы расскажем и покажем вам наши мини-музеи. Пока их три: Мини-музей «Хлеб – всему голова», «Волшебный клубочек» и Мини-музей «А у нас на берегу». Приглашаем к просмотру!

занятие Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной).

Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание – закрепление — применение.

 

Мини-музей «Хлеб – всему голова»

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости — добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

В нашем ДОУ был создан мин-музей хлеба. В создании мини-музея приняли участие педагог Филатова В.В. – дети – родители. Открытие музея было приурочено к празднику: Всемирному дню хлеба, который празднуют 16 октября. В музее находятся образцы злаковых культур, коллекции колосьев, хлебобулочные изделия, картины, рассказывающие детям, как сеяли, выращивали и собирали зерно в старые времена, и как это происходит сейчас, когда на полях используется сельскохозяйственная техника.

Наша цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитание бережного отношения к хлебу и труду взрослых.

Милости просим в наш мини — музей хлеба!

ФОТО

экспонаты

экспонаты

экспонаты

экспонаты

дети

дети

дети

дети

 

Мини-музей «Волшебный клубочек»

Вязание является одним из самых древних видов прикладного искусства. Несмотря на это, многие и сейчас любят вязать. Ведь любая вещь, связанная собственными руками, уникальна и оригинальна. Будь это вязаная кофточка, нарядный джемпер, декоративная подушка, салфетка или вязаная игрушка.

Удивительно, как из обычной ниточки рождается новая, неповторимая вещь! Вязаные вещи сохраняют тепло ваших рук, впитывают ваше настроение и чувства. А многообразие цвета, красок, форм, возможностей? Как передать это детям? Как использовать это богатство?

Ответом на эти вопросы стало создание мини-музея «Волшебный клубочек», благодаря которому в ДОУ организуется развивающая среда (создатели: воспитатели Соснина Е.В., Заикина М.П. – дети – родители). Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: «Овечкина семья»; «Дикие родственники овцы»; «Где пасется овечка»; «Что дает овечка людям?»; «Как прядут пряжу»; «Волшебный клубок» и т.д.

Благодаря музейной педагогике, у детей развиваются познавательные процессы, пополняется словарный запас, развиваются тактильность, чувство цвета, эстетическое восприятие.

В создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, их папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сёстры. Ведь именно они помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею, у них появляется интерес, они с гордостью показывают принесённые из дома экспонаты и рассказывают о них.

В мини-музее содержатся экспонаты, которые можно самому менять, переставлять, трогать руками, рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять на время домой.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Родители, принимая участие в жизни музея, не только видят результаты работы с ребенком, но и являются полноправными партнерами и участниками наравне с детьми и педагогами.

Использование мини-музея позволяет нам придерживаться таких принципов дошкольного образования, которые предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт, как:
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество ДОО с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В коллекции музея представлены разнообразные нитки и пряжа, поделки и изделия из них. Есть в музее подборка детской литературы: сказки, загадки, стихотворения; методические разработки для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, а так же дидактические игры, направленные на расширение кругозора младших дошкольников.

Принципы работы музея предельно просты: наглядность, освоение детьми окружающей территории и полученных знаний, учет возрастных особенностей ребенка, дифференцированный подход к каждому ребенку.

ФОТО

Мини-музей «А у нас на берегу»

Цель создания мини-музея:
• развитие экологического и эстетического воспитания детей;
• формирование знаний о мире морей и их обитателях;
• формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Воспитатели старшей группы Ефимова-Раненко Н.В. и Работяга Н.А. совместно с детьми и родителями создали мини-музей: «А у нас на берегу». Это отличная возможность расширить кругозор ребенка, узнать много нового и интересного о подводном мире.

В музее представлены: разнообразные по форме ракушки; камни; морские обитатели; поделки; сувениры, сделанные из ракушек; корабли; создана выставка детских рисунков, а также подборка стихов, сказок, рассказов и загадок; дидактические игры, прищепками; пазлы; раскраски на морскую тематику. Дети с большим удовольствием играют, рисуют, рассматривают иллюстрации, так же рассказывают и делятся своими впечатлениями об отдыхе на море с друзьями.

Каждый ребенок принял участие в создании мини-музея и вложил в него частичку своей души.
— у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду,
— развивается уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;
— овладевают понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
— имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);
— узнали о взаимосвязи с другими обитателями;
— имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
— сформировались первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.

ФОТО